Важный законопроект о выплатах пенсионерам к Новому году 2023 года в России. Регулярная ежегодная дополнительная выплата для пожилых граждан. Узнайте о размере инициативы, мнении экспертов и депутатов. Обсуждение 13-й пенсии и выплат другим категориям населения.
Cодержание
2023 год ознаменовался важным законопроектом, который был внесен в Госдуму и касался выплат пенсионерам в России. Согласно данному законопроекту, была предложена дополнительная регулярная ежегодная выплата для пожилых граждан перед Новым годом. Эта мера была призвана оказать значительную поддержку пенсионерам, учитывая увеличение расходов в конце декабря.
Дополнительная выплата перед Новым годом
Согласно законопроекту, каждый пенсионер имел возможность получить от государства дополнительное начисление в декабре, размер которого равнялся размеру пенсии, получаемой пожилыми гражданами. В 2023 году средний размер пенсионных выплат составлял около 20 тысяч рублей.
Однако стоит отметить, что речь шла не о дополнительных начислениях, а о переносе сроков выплаты обычных средств. Из-за новогодних праздников часть пенсионеров получала январскую пенсию заранее - в конце декабря.
Инициативы о 13-й пенсии
В сентябре 2023 года в Госдуму был внесен новый законопроект о выплатах для пенсионеров. Согласно этой инициативе, каждому пенсионеру предлагалось выплатить единовременно 20 тысяч рублей перед Новым годом. Эта дополнительная выплата, известная как 13-я пенсия, была запланирована на декабрь 2023 года.
По предложению законопроекта, дополнительная выплата автоматически начислялась вместе с ежемесячной пенсией пенсионера. Размер этого пособия соответствовал обычной сумме пенсии гражданина. Информация о такой выплате активно обсуждалась в сети.
См. также
Мнение экспертов и депутатов
Законопроект о 13-й пенсии получил поддержку отдельных депутатов, в том числе вице-спикера Госдумы от ЛДПР Бориса Чернышова. Он предложил выплачивать пенсионерам дополнительную пенсию перед днем рождения, чтобы облегчить финансовую ситуацию и позволить им организовать хороший праздничный стол.
Другие депутаты, такие как Николай Земцов, выступали за увеличение пенсионных и социальных выплат в России, так как они считали их "позорно маленькими". Он также высказал мнение, что выплаты пенсионерам должны быть приближены к прожиточному минимуму.
Однако критики законопроекта считали его неисполнимым и указывали на финансовые сложности связанные с его реализацией. В отзыве на документ было заявлено, что предоставление дополнительной пенсии требовало бы увеличения взносов в Пенсионный фонд. Несмотря на разногласия, законопроект находится на стадии рассмотрения.
Выплаты другим категориям населения
Перед Новым годом российские власти также делали единовременные выплаты другим категориям населения. В 2023 году председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина предложила выплатить семьям с детьми, которые не получили новое единое пособие, по 5 тысяч рублей на новогодние праздники.
Однако принятие этой инициативы еще находится в процессе и не имеет официального подтверждения.
Выводы
Выплаты пенсионерам к новому году 2023 года были важным шагом в поддержке пожилых граждан. Дополнительные выплаты и инициативы о 13-й пенсии вызывали разные мнения в Госдуме и среди экспертов. Однако, независимо от итогового решения, вопрос о социальной поддержке пенсионеров остается актуальным и требует дальнейших обсуждений и действий.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Правительственное решение повысить пенсионный возраст стало беспрецедентным за почти 90 лет советской и постсоветской истории; как декларировалось, оно было вызвано снижением рождаемости и увеличением ожидаемой продолжительности жизни. В настоящее время повышение возраста выхода на пенсию из-за старения населения является общемировой тенденцией и происходит во многих государствах.
Причины и цель реформы
Основные статьи: Законопроект о пенсионной реформе в России (2018), Демографический кризис в Российской Федерации и Старение Европы
В качестве фундаментальной причины повышения пенсионного возраста назывался демографический кризис в РФ, в том числе увеличение доли пожилых людей.
Как декларировалось сторонниками реформы, из-за старения населения России и сокращения отношения числа работающих к числу получателей пенсий (более быстрого, чем рост автоматизации и производительности труда), возник дефицит Пенсионного фонда России (ПФР). В предшествовавшие реформе годы (2016—2017) ситуация усугубилась снижением с 14,2 млн до 8,7 млн числа официально трудоустроенных пенсионеров (после отказа от индексации пенсий работающим согласно ФЗ от 29.12.2015 г. № 385).
Тенденция демографического старения носит глобальный характер, и как практически все развитые, так и уже многие развивающиеся страны в вопросе устойчивости пенсионного обеспечения стоят перед выбором: или повышение возраста пенсии, или завоз мигрантов. Но для РФ и других ещё только развивающихся стран второй вариант отпадает, так как за хорошо образованную иностранную рабочую силу они конкурировать не могут, а массовое привлечение работников низкой квалификации нецелесообразно.
Президент РФ В. В. Путин в 2018 году отмечал, что, если не проводить никаких изменений и продолжать дотировать фонд из средств госбюджета, «запаса» во всей этой системе хватило бы на 7—10 лет. Чтобы не подходить к последней черте и превентивно принять меры, необходимо снизить нагрузку на ПФР (ныне СФР), чему и служит проводимая реформа.
Состоятельность такой мотивировки многими оспаривается. По данным ряда источников, с учётом сокращения рождаемости, отношение работающие/иждивенцы почти не изменилось, а большая часть мужчин, по некоторым предположениям, может не дожить до пенсии. Кроме того, сомнителен выбор момента запуска реформы — в том числе потому, что в ближайшие годы прирост численности населения в прежних границах пенсионного возраста должен резко уменьшаться. Далее, в отличие от других стран, решение о подъёме возраста пенсии в России принято не на фоне удлинения срока дожития лиц предпенсионных когорт (которого реально нет), а исходя из оценок ожидаемой средней продолжительности жизни родившихся.
Хотя реформа не сводится только к подъёму пенсионного возраста и в официальных заявлениях нередко трактуется как шаг для будущего повышения пенсий, населением РФ она отождествляется исключительно со сдвигом возраста, а все остальные детали воспринимаются как малосущественные.
Порядок изменения пенсионного возраста
Общий случай
Возраст выхода на пенсию мужчин (женщин) 1959—1963 (1964—1968) годов рождения указан в таблицах. Более молодые мужчины (женщины) выйдут на пенсию в 65 (60) лет.
Большой стаж
Мужчина (женщина) вправе выйти на пенсию в любой момент после выработки 42-(37-) летнего стажа, если на этот момент его (её) возраст превышает 60 (55) лет и не более чем на два года меньше пенсионного возраста.
Но в стаж для досрочной пенсии (в отличие от обычного исчисления страхового стажа) включаются только периоды работы и пребывания на больничном. Не учитывается, скажем, время ухода за малышом, а до корректировки закона осенью 2022 г. не учитывалось и время срочной (по призыву) военной службы. Это может помешать набрать требуемый большой стаж. Другое возможное массовое препятствие — вынужденно-нелегальная занятость в 1990-е.
Педагоги, врачи, артисты
Требования к длительности специального стажа не изменяются (от 25 до 30 лет), по сравнению с ранее действовавшими, однако, после выработки такого стажа необходимо подождать ещё несколько лет (работая по любой специальности или не работая). Число таких лет указано в таблице, в зависимости от года приобретения специального стажа.
Жители Крайнего Севера
Для жителей Крайнего Севера пенсионный возраст повышается с сохранением разницы в пять лет по сравнению с жителями остальных регионов страны, но переходный период смещён по годам рождения. А именно, мужчины-северяне 1963, 1964, 1965, 1966, 1967, 1968 г.р. выходят на пенсию, соответственно, в 55, 55,5, 56,5, 58, 59, 60 лет, а женщины 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973 г.р. — в 50, 50,5, 51,5, 53, 54, 55 лет. Требования к минимально необходимому «северному» стажу остаются прежними: 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера или 20 лет — в приравненных местностях.
Женщины с детьми
При наличии пяти или более детей, пенсионный возраст женщины — 50 лет (как до реформы).
При наличии четырёх детей — максимум 56 лет, трёх детей — максимум 57 лет; в самые первые годы реформы пенсионный возраст определится по общим правилам, а затем особая льгота для многодетных матерей начнёт играть реальную роль (см. табл.). Предполагается, что женщина воспитывала детей по крайней мере до 8 лет.
Меры поддержки в переходный период
Существует немало льгот (налоговых, по ЖКХ, по оплате проезда и др.), «привязанных» к статусу пенсионера. На переходный период, то есть до конца 2028 года, все федеральные льготы планируется предоставлять мужчинам (женщинам) старше 60 (55) лет, как если бы повышения не было.
Госдумой одобрен законопроект о праве пожилых граждан на алименты с 60 (55) лет.
Предусматриваются защита интересов граждан старших возрастов на рынке труда (через введение уголовной ответственности работодателей за необоснованное увольнение таких людей), создание системы переобучения, медицинской поддержки (предоставление двух оплачиваемых дней в год для диспансеризации), увеличение максимального пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста с 4900 до 11280 руб/мес в течение года, минимального размера пособия с 850 до 1500 руб/мес. (конкретная сумма зависит от доходов за последние шесть месяцев перед постановкой на учёт в службу занятости). На период май—июль 2020 года в связи с пандемией COVID-19 минимальное пособие было повышено до 4500 руб/мес.
Как и до 2019 года, в случае потери работы и невозможности нахождения новой, предпенсионер сможет выйти на пенсию на два года раньше повысившегося пенсионного возраста.