Узнайте о новом едином пособии, которое вводится с 1 января 2023 года для семей с детьми. Реформа выплат детских пособий вызвала различные мнения и комментарии. Введение единого пособия является шагом в сторону улучшения системы социальной поддержки семей с детьми и беременных женщин.
В рамках исполнения поручения Президента по выстраиванию целостной системы поддержки семей с детьми с 1 января 2023 года вводится единое пособие. Это – единое пособие для семей с невысокими доходами на детей в возрасте до 17 лет, а также для беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки. Унифицируются правила выплат на детей до 3 лет – это позволит получать поддержку из бюджета родителям вторых, третьих и последующих детей во всех регионах.
Унификация правил выплат
Единое пособие объединяет несколько видов выплат, которые ранее предоставлялись на разных основаниях и по разным правилам. В числе этих выплат:
- Пособие для беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки;
- Пособие для незастрахованных по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- Выплата на первого ребенка из бюджета во всех регионах;
- Выплата на третьего ребенка из бюджета в 78 регионах;
- Пособие на детей от 3 до 8 лет, выплачиваемое органами социальной защиты;
- Пособие на детей от 8 до 17 лет, выплачиваемое ПФР.
Действующие меры поддержки объединяются в единое пособие, которое предоставляется на единых правилах Социальным фондом России. Для семей, где дети родились до 31 декабря 2022 года, предусмотрены сохранные нормы: родители смогут выбрать, получать пособия по старым правилам или перейти на универсальное пособие.
Условия и размер пособия
Единое пособие будет предоставляться семьям с доходами ниже одного прожиточного минимума на человека с применением комплексной оценки нуждаемости. Размер пособия составит 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума. В среднем по стране в 2023 году это составит 7 тыс., 10,5 тыс. и 14 тыс. рублей.
Кроме того, вводится дополнительное направление использования средств материнского капитала. Семьи с доходом ниже 2 прожиточных минимумов на человека смогут оформить ежемесячную выплату в размере 1 прожиточного минимума на ребенка вне зависимости от очередности рождения ребенка. Сейчас такое право есть только на второго ребенка.
См. также
Расширение контингента семей
Единое пособие расширяет контингент семей, которым доступна поддержка из бюджета за счет гармонизации правил выплаты на детей в возрасте до 3 лет. Благодаря этому изменению, поддержка будет предоставляться на единых условиях во всех регионах страны.
Всего единое пособие будет выплачиваться семьям, в которых воспитывается порядка 10 млн детей. На это направлено 1,7 трлн рублей из федерального и регионального бюджетов.
Через единое пособие государственная помощь становится более адресной и учитывает потребности конкретной семьи в течение всего периода взросления ребенка.
Реформа выплат детских пособий, введенная с 1 января 2023 года, вызвала различные мнения и комментарии. Приверженцы реформы подчеркивают, что она направлена на улучшение системы поддержки семей с детьми и беременных женщин, а также на более эффективное использование бюджетных средств.
Оппоненты реформы высказывают опасения по поводу усложнения процедуры получения пособий и возможного снижения выплат для отдельных категорий семей.
Однако, в целом, введение единого пособия с 1 января 2023 года является шагом в сторону улучшения системы социальной поддержки семей с детьми и беременных женщин, а также обеспечения более четкого и справедливого механизма выплат.
Что нам скажет Википедия?
Правительственное решение повысить пенсионный возраст стало беспрецедентным за почти 90 лет советской и постсоветской истории; как декларировалось, оно было вызвано снижением рождаемости и увеличением ожидаемой продолжительности жизни. В настоящее время повышение возраста выхода на пенсию из-за старения населения является общемировой тенденцией и происходит во многих государствах.
Причины и цель реформы
Основные статьи: Законопроект о пенсионной реформе в России (2018), Демографический кризис в Российской Федерации и Старение Европы
В качестве фундаментальной причины повышения пенсионного возраста назывался демографический кризис в РФ, в том числе увеличение доли пожилых людей.
Как декларировалось сторонниками реформы, из-за старения населения России и сокращения отношения числа работающих к числу получателей пенсий (более быстрого, чем рост автоматизации и производительности труда), возник дефицит Пенсионного фонда России (ПФР). В предшествовавшие реформе годы (2016—2017) ситуация усугубилась снижением с 14,2 млн до 8,7 млн числа официально трудоустроенных пенсионеров (после отказа от индексации пенсий работающим согласно ФЗ от 29.12.2015 г. № 385).
Тенденция демографического старения носит глобальный характер, и как практически все развитые, так и уже многие развивающиеся страны в вопросе устойчивости пенсионного обеспечения стоят перед выбором: или повышение возраста пенсии, или завоз мигрантов. Но для РФ и других ещё только развивающихся стран второй вариант отпадает, так как за хорошо образованную иностранную рабочую силу они конкурировать не могут, а массовое привлечение работников низкой квалификации нецелесообразно.
Президент РФ В. В. Путин в 2018 году отмечал, что, если не проводить никаких изменений и продолжать дотировать фонд из средств госбюджета, «запаса» во всей этой системе хватило бы на 7—10 лет. Чтобы не подходить к последней черте и превентивно принять меры, необходимо снизить нагрузку на ПФР (ныне СФР), чему и служит проводимая реформа.
Состоятельность такой мотивировки многими оспаривается. По данным ряда источников, с учётом сокращения рождаемости, отношение работающие/иждивенцы почти не изменилось, а большая часть мужчин, по некоторым предположениям, может не дожить до пенсии. Кроме того, сомнителен выбор момента запуска реформы — в том числе потому, что в ближайшие годы прирост численности населения в прежних границах пенсионного возраста должен резко уменьшаться. Далее, в отличие от других стран, решение о подъёме возраста пенсии в России принято не на фоне удлинения срока дожития лиц предпенсионных когорт (которого реально нет), а исходя из оценок ожидаемой средней продолжительности жизни родившихся.