В России появилась инициатива о введении выплаты в размере миллиона рублей при рождении или усыновлении третьего и последующих детей в одной семье. Эта мера предлагается в качестве отцовского капитала и имеет целью стимулировать рождаемость и улучшить демографическую ситуацию в стране. Узнайте подробности и ожидаемый эффект такой меры.
В России появилась инициатива о введении выплаты в размере миллиона рублей при рождении или усыновлении третьего и последующих детей в одной семье. Эта мера предлагается в качестве отцовского капитала и имеет целью стимулировать рождаемость и улучшить демографическую ситуацию в стране. Идею обсуждали в комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных ценностей Общественной палаты РФ.
Необходимость мер
Согласно докладу комиссии, демографическая ситуация в России требует принятия экстренных мер. Прогнозы показывают, что до 2030 года страна может потерять около шести миллионов человек, которые не могут быть замещены миграционным притоком. В связи с этим, в Общественной палате считают необходимым стимулировать семьи к рождению второго и последующих детей.
Сергей Рыбальченко, председатель комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей в Общественной палате, выдвинул предложение о введении многодетного или отцовского капитала. Согласно предложению, выплата в размере миллиона рублей будет предоставляться один раз при рождении третьего ребенка. Это не увеличит уже существующий материнский капитал, а станет отдельной выплатой.
Дополнительные меры
Помимо выплаты многодетного капитала, в Общественной палате предлагают расширить направления использования средств материнского капитала для многодетных семей. Среди предложенных направлений — покупка семейного автомобиля отечественного производства или коммерческий найм жилья для семей, находящихся в очереди на улучшение жилищных условий.
Также появились предложения ограничить выдачу материнского капитала только на первенца или перенести акцент предоставления выплаты на второго ребенка. Однако, инициатива о выплате миллиона за третьего ребенка получила большую поддержку и рассматривается как эффективное средство стимулирования рождаемости.
См. также
Ожидаемый эффект
Аналитики Института научно-общественной экспертизы прогнозируют, что в случае введения меры выплаты миллиона за третьего ребенка, рождаемость может увеличиться на 11% за год. Предполагается, что в период с 2022 по 2024 год в стране может быть рождено дополнительно 1,6 миллиона детей. Это показывает, что программа может быть также эффективной, как введение материнского капитала, который в свое время привел к увеличению рождаемости на 9%.
Другие предложения
Помимо многодетного капитала, в Общественной палате предложили повысить ежемесячное пособие для беременных женщин до уровня прожиточного минимума. Увеличенные выплаты будут получать беременные женщины, ожидающие третьего и последующих детей, а также все женщины от 30 лет независимо от их материального положения. Также предлагается увеличить налоговый вычет на детей при исчислении НДФЛ и использовать материнский капитал на приобретение семейного автомобиля.
Предложение о выплате миллиона рублей за третьего и последующих детей получило поддержку как в экспертном сообществе, так и в Государственной Думе. Эти меры направлены на поддержку семей и стимулирование рождаемости, что способствует улучшению демографической ситуации в России.
Что нам скажет Википедия?
Политика одного ребёнка на одну семью (или «одна семья — один ребёнок») — демографическая политика Китая, проводившаяся в 1979—2015 годах. Китай законодательно ограничил размер семьи в 1970-е годы, когда на государственном уровне было признано, что огромное количество людей перегружает земельные, водные и энергетические ресурсы страны. К 2000-м годам среднее количество детей, рождённых одной женщиной в течение жизни, в Китае снизилось с 6 до 1,6.
Описание ограничений
C 1979 года до 1 января 2016 года гражданам Китая обычно разрешалось иметь не более одного ребёнка на семью (исключая случаи многоплодной беременности) или двух на одну семью в деревне (при условии, что первый ребёнок — девочка).
По сообщениям правозащитников, к нарушителям иногда применялись принудительные аборты и стерилизация.
Штраф за рождение второго ребёнка составлял 4—8 средних годовых доходов в регионе рождения.
Политика по ограничению рождаемости зависела от провинции (например, у жителей Пекина и некоторых других провинций до снятия ограничений имелась возможность иметь двух детей, если оба родителя были единственными детьми в своей семье). Кроме того, ограничение рождаемости не так строго исполнялось в отношении национальных меньшинств: народам с численностью меньше 100 000 человек никаких ограничений по количеству детей не применялось, а остальные национальные меньшинства имели право на 2—3 детей, в зависимости от района страны.
Примером нормативного акта, регулирующего рождаемость в КНР, служит принятое в 2002 году IX съездом собрания народных представителей Синьцзян-Уйгурского автономного района «Положение о народонаселении и контроле за рождаемостью в СУАР». В статье 15 этого документа было установлено:
Таким образом, для семей, где хотя бы один супруг принадлежал к национальным меньшинствам, в Синьцзяне было разрешено иметь не более 2—3 детей. Кроме того, также поощрялись межнациональные браки.
Этапы проведения государственной политики по снижению рождаемости в Китае
Первые разговоры о политике ограничения рождаемости начались в 1954—1955 годах на специальных совещаниях ЦК КПК по проблемам рождаемости и народонаселения, когда было признано, что начинающийся демографический взрыв создаёт трудности для государства.
В 1956 году была начата первая кампания по планированию рождаемости. Продолжительность — около 2 лет (до политики Большого скачка). Нацеленность на трудовую мобилизацию и индустриализацию в попытке обеспечить возрастающую численность осталась безуспешной, за исключением некоторой части городских жителей побережья. В 1962 году начата вторая кампания по планированию рождаемости. Продлилась до 1966 года (до развала культурной революции). Нацеливалась на поздние браки, сокращение размеров семьи, удлинение интервалов между рождениями. Ориентировалась на городское население, где были достигнуты некоторые изменения.
В 1971 году начата третья кампания по планированию рождаемости. Продлилась до конца 1970-х годов. Провозглашение политики «поздно, редко, мало» (кит. упр. 晚稀少, пиньинь wǎn xī shǎo, палл. вань си шао). Приложено гораздо больше усилий, что сказалось на эффективности. В этот период большое распространение получили аборты и контрацептивы. За весь период проведения кампании установка сменилась с ограничения на 3 детей до разрешения иметь только одного.
В 1979 году была введена политика «Одна семья — один ребёнок». Установка на одного ребёнка сохранялась. Была введена система штрафов и поощрений. Провозглашение цели — 1,2 миллиарда человек к 2000 году. В 1982 году положение о политике контроля рождаемости было внесено в новую Конституцию КНР:
В середине 1980-х годов началось ослабление данной политики: в 1984 году был принят Документ № 7, в котором провозглашалась установка реалистических целей, политика «открытия маленькой дыры для залатывания большой» (разрешение иметь второго ребёнка для сельских жителей при условии достижимости конечной цели). Прежняя установка на 1,2 млрд к 2000 году была заменена на «около 1,2». Это повлияло прежде всего на локальный уровень, где стали заводить второго ребёнка. Цели стали не краткосрочными, а долгосрочными.
В 1989 году меры были вновь ужесточены.
К концу 1990-х эффективный контроль над рождаемостью стал приносить ощутимые плоды: прирост населения замедлился настолько, что рождаемость приблизилась к уровню замещения поколений в 2,1 (что и было целью кампании), а позднее упала ниже этого уровня. Семьи с одним ребёнком, как правило, заботились о его обучении, — в результате уровень образования в Китае существенно вырос. Однако проявились и неожиданные последствия — изменилась структура населения и состав типичной семьи. В Китае стало стремительно изменяться соотношение мальчиков и девочек — девочек рождалось всё меньше. Для десятков миллионов китайских мужчин возникли сложности при создании семьи. Оказалось также, что у среднестатистического китайца нет ни только брата или сестры, но и тётей и дядей и, следственно, двоюродных отношений. Возникла проблема так называемого «я-поколения», когда единственный ребёнок, привыкнув чувствовать себя центром мироздания, относится к жизни эгоцентрично.
Негативные результаты политики одного ребёнка Китай окончательно осознал в 2013 году, когда было зафиксировано сокращение работоспособного населения. С начала 2013 по начало 2015 года сокращение населения в трудоспособном возрасте составило 3,7 млн человек. В этом же году власти начали ослаблять ограничения рождаемости, позволив парам, где хотя бы один из супругов является единственным ребёнком в своей семье, заводить второго ребёнка.
Отмена политики «одна семья — один ребёнок» и разрешение двух детей на любую семью
В конце октября 2015 года в Китае было официально объявлено, что политика «одна семья — один ребёнок» будет отменена в будущем и количество допустимых для любых семей детей будет увеличено до 2. Соответствующие поправки в Закон о населении и планировании семьи приняты 27 декабря 2015 года и вступили в силу с 1 января 2016 года. В качестве результата этого решения ожидалось появление до 3 млн детей дополнительно каждый год. В 2014 году в Китае родилось около 17 млн детей. Нынешний показатель рождаемости составляет лишь 15 млн новорождённых, а в 2019 году в Китае зафиксирована самая низкая рождаемость за всю историю страны — менее 15 миллионов детей.