Узнайте о изменениях в страховых взносах, отчетности и МРОТ в 2024 году. Рассмотрены также универсальное пособие и материнский капитал. Читайте подробности на Восток-НАО.
Cодержание
Страховые взносы
С 1 января 2024 года вступят в силу важные изменения по страховым взносам. Введут лимит по необлагаемому взносами возмещению расходов удаленного работника. Размер возмещения будет составлять 35 рублей в день или сумму документально подтвержденных расходов. Также будет установлен лимит необлагаемых взносами суточных при разъездной работе и надбавок вахтовикам. Взносами не облагаются 700 рублей за день работы в РФ и 2 500 рублей за день работы за границей. Фиксированные взносы на ОПС и ОМС будут проиндексированы, а также увеличится дополнительный взнос с доходов свыше 300 000 рублей для ИП. Максимальный платеж по страховым взносам для ИП в 2024 году повысится до 327 071 рублей. Единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов на ОПС, ОМС и ВНиМ составит 2 225 000 рублей.
Отчетность по страховым взносам
С 1 января 2024 года изменится форма расчета по страховым взносам. Годовой расчет сдается до 25 января 2024 года. Основные изменения касаются персонифицированного учета. Обновится форма ЕФС-1, а также формы персонифицированного учета АДВ-1 и СЗВ-К.
МРОТ
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 2024 году будет проиндексирован и составит 19 246 рублей. Работодатель не может платить меньше МРОТ сотруднику на полной ставке. МРОТ также используется для расчета некоторых пособий.
См. также
Универсальное пособие
Универсальное пособие для семей с детьми будет назначаться, если среднедушевой доход семьи меньше прожиточного минимума на душу населения. В 2024 году прожиточный минимум на душу населения составит 15 453 рубля. Размер универсального пособия зависит от доходов семьи и прожиточного минимума в регионе. Минимальное универсальное пособие в среднем по России будет составлять 7 494 рубля.
Материнский капитал
Материнский капитал также будет проиндексирован на 7,5%. В 2024 году выплата на первого ребенка составит 631 тысячу рублей, на второго - 834 тысячи рублей.
Многие из этих изменений связаны с пенсионной реформой и демографическими изменениями в России. Несмотря на определенные негативные моменты, правительство считает эти изменения необходимыми для обеспечения устойчивости системы социального страхования и долгосрочного развития страны.
Что нам скажет Википедия?
Пенсионная реформа, по мнению экспертов, отразится и на иных сторонах общественной жизни в России, включая ситуацию на рынке труда, занятость, реализацию нацпроектов, традиции семейного уклада. При этом большинство граждан воспринимают начатые изменения негативно и опасаются целого комплекса проблем, однако идеологи реформы убеждены в её необходимости для долгосрочного развития страны.
Более 90% россиян в 2018 году выступили против этой реформы и повышения пенсионного возраста.
Согласно опросам ВЦИОМ и Левада-Центра, начало пенсионной реформы стало важнейшим событием 2019 года в России. По данным ВЦИОМ, реформа оценивалась как событие номер один в стране и годом ранее (2018), когда закон о ней ещё только был принят. Отношение к реформе как к центральному вопросу общественной жизни сохранялось до весны 2020 года, но далее на первый план вышли пандемия коронавируса, конституционная реформа, а с 24 февраля 2022 года - вторжение России на Украину в рамках российско-украинской войны.
Причины и цель реформы
Основные статьи: Законопроект о пенсионной реформе в России (2018), Демографический кризис в Российской Федерации и Старение Европы
В качестве фундаментальной причины повышения пенсионного возраста назывался демографический кризис в РФ, в том числе увеличение доли пожилых людей.
Как декларировалось сторонниками реформы, из-за старения населения России и сокращения отношения числа работающих к числу получателей пенсий, возник дефицит Пенсионного фонда России. В предшествовавшие реформе годы ситуация усугубилась снижением числа официально трудоустроенных пенсионеров.
Тенденция демографического старения носит глобальный характер, и как практически все развитые, так и уже многие развивающиеся страны в вопросе устойчивости пенсионного обеспечения стоят перед выбором: или повышение возраста пенсии, или завоз мигрантов. Но для РФ и других ещё только развивающихся стран второй вариант отпадает, так как за хорошо образованную иностранную рабочую силу они конкурировать не могут, а массовое привлечение работников низкой квалификации нецелесообразно.
Президент РФ В. В. Путин в 2018 году отмечал, что, если не проводить никаких изменений и продолжать дотировать фонд из средств госбюджета, «запаса» во всей этой системе хватило бы на 7—10 лет. Чтобы не подходить к последней черте и превентивно принять меры, необходимо снизить нагрузку на ПФР, чему и служит проводимая реформа.
Состоятельность такой мотивировки многими оспаривается. По данным ряда источников, с учётом сокращения рождаемости, отношение работающие/иждивенцы почти не изменилось, а большая часть мужчин может не дожить до пенсии. Кроме того, сомнителен выбор момента запуска реформы, в том числе потому, что в ближайшие годы прирост численности населения в прежних границах пенсионного возраста должен резко уменьшаться.
Хотя реформа не сводится только к подъёму пенсионного возраста и в официальных заявлениях нередко трактуется как шаг для будущего повышения пенсий, населением РФ она отождествляется исключительно со сдвигом возраста, а все остальные детали воспринимаются как малосущественные.