Рассмотрим процесс расчета пособия по беременности и родам в 2024 году. Узнаем условия получения пособия и изменения в размере выплаты. Изучим процедуру расчета и варианты получения пособия в различных ситуациях.
Введение
В настоящей статье рассмотрим процесс расчета пособия по беременности и родам в 2024 году. Разберем, каковы условия получения пособия и каковы изменения в размере выплаты. Также изучим процедуру расчета и варианты получения пособия в различных ситуациях.
Кто имеет право на пособие
Если беременность прошла без осложнений и родился один малыш, женщина может еще 70 дней находиться в отпуске (в случае тяжелых родов — 86 дней). У мамы, которая родила двух и более детей, отпуск увеличивается, и после родов можно отдохнуть еще 110 дней.
Если беременная женщина официально трудоустроена, то сначала ей нужно обратиться в женскую консультацию или медицинскую клинику. Тут система похожа на получение больничного: врач констатирует беременность и оформляет лист нетрудоспособности. Его оформляют на 30-й неделе сразу на весь период декретного отпуска.
Листок нетрудоспособности надо отнести на работу и написать заявление на отпуск, после чего ждать деньги от работодателя. Пособие рассчитают и выплатят в течение 10 дней после подачи заявления. Если будущая мама официально не трудоустроена, то она может получить пособие в следующих случаях: она зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя — размер пособия будет зависеть от суммы, которую она перечисляла в фонд социального страхования; встала на учет в центр занятости до выхода в декрет — в таком случае за выплатами следует обращаться в отдел социальной защиты; учится на очном отделении — пособие будет зависеть от стипендии, обращаться за ним нужно в деканат учебного заведения. Во всех остальных случаях безработной будущей маме пособие по беременности и родам выплачивать не будут.
Расчет суммы выплаты
Сумма, которую получит будущая мама, зависит от дохода женщины. Пособие выплатят в размере 100% от среднего заработка за последние два года, оплатив каждый день, который женщина находится в отпуске.
Декретные выплачиваются единовременно за весь декретный отпуск в течение 10 дней с момента подачи заявления. У выплаты есть как минимальная, так и максимальная планка. Минимальная ограничивается МРОТом, а максимальную повысят уже в 2024 году.
См. также
Изменения в выплатах
В настоящее время за роды без осложнений можно получить 383 тысячи рублей, при осложнении — 426 тысяч рублей, а при многоплодной беременности — до 530 тысяч рублей. Начиная с 2024 года потолок декретной выплаты вырастет. Если роды протекали без осложнений, мамам выплатят до 565 562 рублей, если роды прошли тяжело — до 630 198 рублей, а если женщина родила двух и более детей — до 783 708 рублей.
Эти правила могут измениться в ближайшее время: выступая на Петербургском экономическом форуме, Владимир Путин отмечал, что нужно дать возможность людям получать пособие и работать одновременно.
Заключение
Расчет пособия по беременности и родам в 2024 году включает учет дохода женщины и увеличение размера выплат. Важно отметить, что данные правила могут быть изменены в дальнейшем в соответствии с решениями правительства. Однако, эти изменения направлены на повышение социальной защиты будущих мам и облегчение их финансового положения в период декретного отпуска.
Что нам скажет Википедия?
Пенсио́нное обеспе́чение в Росси́и — совокупность действующих в Российской Федерации (РФ) правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии.
Осенью 2018 года был принят закон о совершенствовании пенсионной системы РФ, предусматривающий повышение пенсионного возраста для большинства граждан страны, а также ряд других, менее радикальных, изменений. Реформа началась в 2019 году.
История
Древняя Русь, царская Россия (до 1917)
Основная статья: Пенсионное обеспечение (Российская империя)
Впервые пенсионное обеспечение появилось в России еще в древние времена: князья и воеводы обеспечивали членов своих дружин в случае ранений и в старости.
Вплоть до XIX века пенсионное обеспечение носило избирательный характер и затрагивало прежде всего воинское сословие. Обязательным условием получения пенсии была безукоризненная служба.
При Павле Первом, если, по завершении военной службы, гражданин поступал на государственную гражданскую службу, пенсию не платили, но устанавливали надбавку, чтобы содержание было не меньше пенсии[что?].
В 1820-х годах был принят «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным служащим (военным и гражданским)», а внутри министерства финансов был создан централизованный пенсионный фонд для выплат пенсий и пособий.
Право на пенсионное обеспечение в Российской империи давала государственная служба. Право на получение пенсий и единовременных пособий распространялось на каждого, кто беспорочно прослужил определённое число лет в военной, придворной или гражданской службе. Казённые пенсии и пособия давались за «долговременную и беспорочную службу», а также «из внимания к особому усердию в исполнении должностей» и к утрате трудоспособности на службе.
Во второй половине XIX века пенсионное обеспечение помимо военных и государственных гражданских служащих стало охватывать и работников частных предприятий.
К концу существования Российской империи пенсионное обеспечение было как частным, так и государственным, а в системе дополнительного социального обеспечения в конце XIX века насчитывалось 200 ведомственных эмеритальных касс. Несмотря на это система пенсионного обеспечения охватывала меньше трети населения. К 1914 году пенсию получали чиновники, офицеры, учителя, учёные и инженеры казённых заводов, врачи и фельдшера казённых больниц и рабочие казённых заводов.
Советский период (1917—1991)
Основные статьи: Пенсионное обеспечение в СССР и Общественные фонды потребления
После Февральской революции все прежние пенсионные выплаты были сохранены. Со сменой политического режима в октябре 1917 "царские" пенсионные выплаты некоторое время сохранялись, однако впоследствии были отменены. Вместо них были введены специальные пособия по нетрудоспособности для тех категорий населения, на которых опиралась новая власть — в основном для солдат (впоследствии — красноармейцев) и работников промышленности.
В частности, в 1917 году вышло постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных», в 1918 году — постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». В основу данной системы государственного обеспечения был положен «страховой принцип», т. е. учреждался Всероссийский фонд социального обеспечения, пополняемый за счет страховых взносов работодателей. В число субъектов пенсионного обеспечения официально входили и некоторые категории крестьян, однако объём их поддержки был минимален и носил формальный характер.
С переходом к новой экономической политике в стране сложилось три основные формы пенсионного обеспечения: 1) социальное страхование, 2) государственное обеспечение, 3) общественная взаимопомощь, при этом большинство выплат продолжало обеспечиваться за счёт обязательного социального страхования. Отдельного пенсионного фонда по-прежнему не существовало: все предприятия продолжали выплачивать взносы, из которых формировались пенсионные выплаты.
В 1924 году стали выплачиваться пенсии за выслугу лет для научных работников и преподавателей вузов. А в 1925 году введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от уровня заработка, условий труда и состава семьи.
В 1929 году было установлено пенсионное обеспечение как социальное страхование от старости для ряда категорий граждан (рабочих горнорудной и текстильной промышленности), а в 1932 году пенсионное обеспечение было введено для рабочих всех отраслей народного хозяйства. Однако, данные выплаты зачастую носили символический характер и были значительно ниже прожиточного минимума.
Система пенсионного обеспечения в современном смысле этого слова была установлена в СССР в 1956 году, с принятием закона «О государственных пенсиях» В законе были прописаны гарантии государственной пенсии, единые основания назначения пенсий, единый возраст и требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления размера пенсий. В среднем пенсии по стране были увеличены на 81 %. При этом данная система не касалась членов колхозов – на них пенсионное законодательство стало распространяться только с 1964 г, с принятия закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов». До этого колхозы (в соответствии с постановлением президиума ЦИК СССР от 1 февраля 1932 года) могли лишь создавать кассы общественной взаимопомощи для поддержки колхозников при инвалидности, старости, болезни, беременности и родам. Размер сумм, выплачиваемых при помощи таких касс, сильно варьировался от колхоза к колхозу. Зачастую против введения обязательного пенсионного обеспечения для колхозников выступали сами председатели колхозов, опасаясь, что таким образом будут распространяться "иждивенческие настроения".
С введением пенсии колхозникам в 1964 году в стране установилась единая государственная пенсионная система.
Окончательно система пенсионного обеспечения в СССР была установлена постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 26 сентября 1967 г. № 888, когда возраст выхода на пенсию у членов колхозов был снижен на 5 лет и стал таким же, как у рабочих (55 лет для женщин и 60 — для мужчин). При этом пенсии колхозников по-прежнему оставались значительно ниже, чем пенсии городских жителей, иногда находясь ниже прожиточного минимума, что, однако, компенсировалось наличием подсобного хозяйства у сельских жителей. Пенсия колхозников росла опережающими темпами, что способствовало сближению обеспечения по старости и инвалидности колхозников, рабочих и служащих: в 1975 г. средний размер пенсии по возрасту, назначенной по Закону о пенсиях и пособиях членам колхозов, составлял 40% от "городской", в 1988 году - 58%.
В советское время формально сами работники ничего не отчисляли в пенсионную систему: взносы в пенсионную систему шли из общественных фондов потребления, которые наполнялись из государственного бюджета и отчислений предприятий (от 4 до 12 % от фонда оплаты труда в зависимости от конкретной отрасли).
Проблемы в пенсионном обеспечении начались еще в советское время: численность пенсионеров увеличилась с 13,7 млн до 33,8 млн за 1961—1990 годы, что при неизменности тарифов отчислений предприятий вынудило государство увеличивать финансирование пенсий: к 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в бюджете государственного социального страхования дошла до 60 %. Соотношение количества пенсионеров к трудоспособным гражданам менялось с течением времени: в 1926 году при общем населении в 92,681 миллиона человек было 7,945 миллиона пенсионеров и 47,830 миллиона трудоспособного населения (1:6), в 1959 году при общем населении в 117,534 миллиона человек было 13,827 миллиона пенсионеров и 68,609 миллиона трудоспособного населения (1:5), в 1979 году при общем населении в 137,410 миллиона человек было 22,436 миллиона пенсионеров и 82,959 миллиона трудоспособного населения (1:4), в 2009 году при общем населении в 141,904 миллиона человек было 30,97 миллиона пенсионеров и 89,266 миллиона трудоспособного населения (1:3), в настоящее время (2020 год) при населении в 146,750 миллиона человек 82 миллиона трудоспособного населения и 36,9 миллиона человек старше трудоспособного возраста, всего пенсию получают 46,480 миллионов человек (1:2,2, 1:1,76).
Постсоветская Россия (1991—2010-е)
В 1990-е годы происходит реформа пенсионной системы и пенсии пенсионерам начинают платить из взносов предприятий в Пенсионный фонд. По закону 1990 года для предприятий тариф взносов в ПФ был установлен в 28 % от фонда оплаты труда, а для работников — в 1 % от заработной платы. В декабре 1991 года был создан пенсионный фонд России. В первые годы из-за роста цен размер пенсий постоянно увеличивали. Но, несмотря на увеличение пенсий, в 1992—1994 годах доходы ПФ устойчиво превышали расходы по двум причинам: во-первых, тарифы для предприятий ежегодно пересматривались на основе ожидаемых расходов ПФ, а, во-вторых, собираемость пенсионных взносов в тот период была высокой из-за еще не распространенной практики уклонения от налогов и сборов. Увеличение количества пенсионеров при одновременном сокращении числа работающих, а также рост неплательщиков среди предприятий из-за финансового кризиса вынудил для покрытия дефицита ПФ держать тарифы взносов в пенсионный фонд на уровне 29 % в середине 1990-х годов. В результате таких высоких тарифов усилилось уклонение предприятий от взносов в ПФ: так, по оценкам Г. А. Яременко, фактическая ставка отчислений в ПФ (рассчитываемая как отношение фактического объема страховых взносов, поступивших в ПФ, к фонду начисленной заработной платы всех занятых в экономике) составила в 1996 г. всего 18 %.
В 2009 году коэффициент замещения составил 28 % при минимальных рекомендованных МОТ 40 %.
Оценки и прогнозы 2010-х гг.
В начале-середине 2010-х годов были сделаны макроэкономические прогнозы на период до 2030 года